Способы эффективного общения "учитель-ученик". Как общаться со школьными учителями? Памятка как надо общаться с учителем

Определитесь, какова цель посещения данного общеклассного мероприятия. Если вы хотите разузнать все про своего школяра, это ошибка, ведь собрание предусматривает рассказ обо всех детях класса, то есть оно нацелено на всех родителей. Кроме того, опытный учитель не станет рассказывать о конкретных детях, будь то достижения или подвиги со знаком «минус».

Цель родительского собрания – довести до сведения родителей определенную информацию: психологическая атмосфера, участие в различных школьных и внешкольных мероприятиях, имеющиеся проблемы в классе и альтернативные пути устранения проблем – вот основной круг вопросов, которые обсуждаются на встрече родителей с классным руководителем и приглашенными учителями-предметниками. Безусловно, обсуждая разные ситуации, учитель затронет возрастные особенности ваших школьников, расскажет про настроения и возможности разрешения конфликтных ситуаций.

Такие моменты следует фиксировать в тетрадке или блокноте, специально отведенном для таких случаев, чтобы дома еще раз перечитать, обдумать, предложить свои пути решения проблемы. Важно понять и то, что на ребенка, помимо близкого окружения, огромное влияние имеет именно коллектив, а потому невозможно понять, что происходит с вашим школяром, если не понять, что творится внутри этого «муравейника».

Конечно, на собрании вам могут раздать экранчики успеваемости или передать записки от предметников с какими-то конкретными замечаниями или пожеланиями, но на самом родительском собрании не стоит спрашивать учителя об успехах или неудачах вашего ребенка, потому что такие вопросы могут привести к неожиданным поворотам: если ребенок неуспешен, расстроитесь вы, если успешен – кто-то другой.

Наедине

Тет-а-тет с учителем – это оптимальный вариант встречи и разговора, когда можно все спокойно обсудить. Однако такая личная встреча должна быть спланирована заранее: чтобы поговорить не во время урока и не на 5-минутной перемене, чтобы не заставлять ждать, учитель должен знать точно, в какой день и в какое время вы придете.

Чтобы разговор не затягивался и не вертелся «вокруг да около», а был конструктивным, определите для себя круг вопросов, который вас интересует (можно даже сделать для себя «шпаргалку» со списком вопросов). При этом сами настройтесь на диалог, а не на выяснение отношений на повышенных тонах. Если ваш ребенок не успешен по какому-то предмету, проанализируйте ситуацию дома самостоятельно: только вы знаете своего отпрыска досконально, а ведь того, что знаете вы, не знают учителя.

И еще. Положа руку на сердце, признайтесь сами себе, что ваши семейные дела (будь то проблемы на работе или ссоры родителей, болезнь мамы или рождение младшего ребенка в семье, изменение материального статуса семьи или смерть близкого человека) накладывают серьезный отпечаток на ребенка. Он переживает, волнуется, становится невнимательным и рассеянным. Сейчас к ребенку, переживающему тяжелый момент жизни, общие требования не применимы, а потому об этих временных трудностях должен знать классный руководитель, потому что он может приободрить, вместо ответа у доски предложить индивидуальное задание, о том может попросить и предметников.

О чем еще должен знать учитель?

На кого жалуемся?

Когда дети жалуются на учителя, причины на то могут быть весьма разнообразными. Например, родители желают видеть своего дитя отличником, а он «не тянет» или ленится. Кто виноват? По версии ученика, учительница: не любит, придирается, снижает оценки, не объясняет. Конечно, если еще и провертелся весь урок, то и замечание гарантировано. Скорее всего, оно-то и послужило поводом «наябедничать».

Стоит ли сразу бежать с криками и разборками? Пожалуй, для начала нужно разобраться в ситуации, отфильтровав информацию, чтобы не поставить себя и учителя в неловкое положение. Если вы все-таки уверены в том, что неправ учитель, отправляйтесь на беседу.

Какую тактику поведения выбрать в этом случае?

  • Во-первых, не берите с собой ребенка. Не стоит выяснять обстоятельства и причины, вынудившие сказать что-то негативное в присутствии ребенка. Если все-таки вы взяли с собой «виновника торжества», спросите у учителя, нужен ли он при беседе, если нет, предложите подождать за дверями.
  • Во-вторых, общение с учителем не стоит начинать с обвинения. Сделайте акцент на ваших переживаниях: «Я переживаю, что…». Это поможет не усугубить ситуацию, а наладить диалог.
  • В-третьих, не проводите параллель с собой: если у вас в школе были проблемы с учителем литературы, это вовсе не значит, что и у вашего отпрыска они будут (ну, если вы не настроите так своего ученика). Впрочем, параллель с ситуацией получения «двоек» и безобразного поведения на уроках и переменах из личного школьного детства (даже в сравнении с нынешним социальным статусом) не сделает вам чести. Кроме того, если вы вспомните реакцию ваших родителей на свои шалости, вы поймете, что они чувствовали тогда, а также и то, что все это давно в прошлом и только благодаря терпению ваших родителей.

Презенты

Если вы считаете, что без подарка никак не обойтись, размышляйте здраво. Как правило, учителя не склонны к зависимости от подношений. А потому высказываемые многими родителями мысли об урегулировании конфликта некими презентами – это миф. Как минимум вы поставите вашего классного руководителя свои подарком в неловкое положение. Если вы действительно благодарны учителю, скажите «спасибо» тогда, когда проблема разрешилась. Причем, слова благодарности порой важнее материальных подарков.

Не успеваем, или опять двойка

Если ваш ребенок приносит домой «двойки», спрашивайте, за что именно поставлена неудовлетворительная отметка. Проверяйте дневники (там часто пишется комментарий к оценке), смотрите тетрадки, материалы параграфов и… сами проведите опрос того материала, который дите, якобы, знает. Может, вам и не придется идти в школу за выяснением причины неуспеваемости.

Если у половины класса выставлены неудовлетворительные отметки, идите к классному руководителю. Желательно не одному, а группой родителей. Просите о встрече с предметником, в ходе которой вы выясните, почему возникла такая проблема. Если родители предпочитают оставаться в стороне, учите ребенка решать свои трудности самостоятельно (скорее всего, сам учитель будет заинтересован в том, чтобы эти отметки были исправлены и «закрыты»). При этом поддерживайте нейтральные отношения: вежливо и приветливо расспрашивайте о проблемах, предлагайте пути решения, а дома устраняйте пробелы и исправляйте «двойки» опережающими и дополнительными заданиями.

Когда неудовлетворительная отметка справедлива, объясняйте, что это результат труда, но не оценка личности. Учите дома, что любая учеба – это серьезная работа, что свои заработанные «двойки» можно и нужно исправлять. Терпением и трудом. Потому что любой ребенок может учиться больше и лучше. Наверняка, и сам учитель предложит дополнительные уроки – это часто практикуется именно с целью устранения пробелов в знаниях. Не отказывайтесь от таких консультаций, тем более что их всегда предлагают на безвозмездной основе, правда, в удобное для учителя время. Если же вы чувствуете необходимость в дополнительных платных уроках, обратитесь к репетитору – ваши знакомые, наверняка, посоветуют кого-нибудь, к кому сами обращались.

И последнее. Не зная специфики работы учителя, не высказывайте расхожих мыслей о времени работы или заработной плате. Помните, что учитель – это человек, и труд его не относится к категории «сфера обслуживания», а потому не стоит вести диалог с учителем как с вашим подчиненным: снисходительный тон, крик и неуважение не сделают диалог конструктивным.

Постарайтесь найти с вашим учителем общий язык, станьте единомышленниками, и тогда вы можете быть уверены: ваш ребенок – в надежных руках.

Елена Черепахина, учитель русского языка и литературы
Журнал "Клуб родителей Детки.kz" № 4 (34) Апрель 2012

Способы эффективного общения "учитель-ученик" (презентация)

Цель: повышение эффективности общения педагога с учащимися.
Задачи:
1. Актуализировать проблемы, возникающие при общении с учащимися;
2. Выделить наиболее эффективные способы коммуникации в конфликтных ситуациях.
3. Формировать и воспитывать потребность у учителей в непрерывном самообразовании и саморазвитии своих педагогических способностей.
Актуальность: в процессе общения учителя и учащихся встречаются различные ситуации, в том числе и конфликтные. Эффективность разрешения проблемной ситуации связана с уровнем психолого-педагогических знаний учителя. Основой отношений педагога с учащимся является знание эффективных способов общения.

Практика показывает, что большинство затруднений, которые возникают порой между педагогами и учащимся, происходят на первой стадии взаимодействия, то есть при сообщении педагогом какой-либо информации. Так как на этой стадии педагог стремится придать поведению учащихся определенную направленность. Причин этих затруднений две: Первая состоит в том, что отсутствует взаимопонимание , а вторая - отсутствие согласия учащегося с позиций педагога.
Поэтому рекомендуем педагогам использовать некоторые психологические приемы достижения расположения учащихся. Эмоциональный контакт с учащимися очень важен. Если ученик доверяет вашей компетентности, доброжелательности, порядочности, значит, он легко воспримет вашу позицию.
К их числу способов такого воздействия относятся:
1. Прием “имя собственное”. При взаимодействии с тем или иным учащимся не забывайте обращаться к нему по имени, так как звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного, причем это необходимо делать не от случая к случаю, а постоянно, располагая к себе учащихся “заранее”, а не тогда, когда крайне необходимо уговорить учащегося выполнить то или иное задание.
2. Прием “зеркало отношений”. Лицо - это “зеркало отношений”, и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия. Это, однако, не значит, что педагог должен постоянно носить на своем лице улыбку.
3. Прием “золотые слова” - слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. Самый эффективный комплимент - комплимент на фоне антикомплимента себе.
4. Прием “терпеливый слушатель” - всегда при общении с учащимся педагог должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.
5. Прием “личная жизнь”. При общении с учащимися интересуйтесь их внеучебными, их личными заботами и интересами и используйте эти знания в интересах воспитания и обучения.
6. В напряженной ситуации, когда мы испытываем сильные эмоции и они нам не нравятся, самый простой способ решить эту проблему - осознать их и озвучить их партнеру по общению. Этот способ называется «Я-высказыванием». И это лучший из придуманных воспитательных приемов. Например, использование в речи «Я –высказываний» делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. ("Я очень беспокоюсь за твою успеваемость, когда ты не посещаешь занятия"), а не нацелено, как «Ты-высказывание», на то, чтобы обвинить другого человека ("Ты опять пропускаешь занятия!"). Если мы используем «Ты – высказывания», то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование «Я – высказываний» позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить.
7. Преподаватели понимают, что повышение голоса на учеников может разрушить отношения между ними. Однако, как же обойтись без этого, когда некий "шут” срывает урок и настраивает на эту волну других? Крик – не лучший помощьник для разрешения конфликта. В подобных ситуациях есть много других методов, например: вступить в мирный спор на интересную ученикам тему, используя улыбку, а затем плавно и медленно переходить к обучению. Ученик почувствует уважение к себе, и вы на некоторое время овладеете его вниманием.
8. Мимика - один из специфических знаков, которым владеют наши чувства для своего выражения. Всегда найдутся в школе подростки с повышенной возбудимостью, которые очень легко вступают в конфликт и никак не могут остановиться. Чтобы неуравновешенные и склонные к конфликтам учащиеся проявляли себя более благоприятным образом, с ними следует обращаться корректно, со спокойной благожелательностью, с выражением миролюбивой, но убедительной силы. Длительное пребывание в таком режиме общения помогает приобретению благоприятного опыта, то есть правильных форм поведения.
Темп речи должен быть неторопливый, движения собранные, ненавязчивые. Порой бывает лучше промолчать, но молчание должно быть обидным для партнера.
Если действительно с вашей стороны был допущен какой-то промах, который дал повод для упрека и замечания в ваш адрес, то его следует признать, что в свою очередь обескураживает агрессора.
Ничего так не передает ощущение силы личности, как невозмутимое, спокойное дружелюбие. Истеричность же педагогов, возмущенные выкрики, угрозы - все это принижает педагога в восприятии учащихся, делает их неприятными, но никак не сильными (так же как заискивание и задабривание: из них учащиеся извлекают выгоду: но за это напрочь отказывают в уважении).
Правильное поведение можно вызвать только правильным поведением. Все способы поведенческих реакций и формы поведения учащихся обусловлены и заимствованы из поведения взрослых, в том числе и педагогов.

Презентация на тему: Способы эффективного общения "учитель-ученик"

Вот такими качествами должен обладать идеальный учитель. Но в жизни, к сожалению, так случается очень редко, и конфликты между учеником и учителем встречаются гораздо чаще, чем того хотелось бы.

Что же в поведении учителей вызывает самый сильный гнев учеников? Оказывается, нет на свете школьника, который остался бы равнодушен, если ему несправедливо поставили отметку. Но злятся на учителей и по дру-гим причинам. Например, когда считают, будто они всегда правы, если задают домашнее задание, толком не объяснив, что надо сделать, когда приходят в школу в плохом настроении, когда кричат и многое другое.

Что касается взаимоотношений с учениками, то тут самое главное — справедливость. Ведь дети все видят и все понимают. Авторитет учителя не может раз и навсегда быть завоеван. Он должен постоянно поддерживаться чем-то. Учитель никогда не должен кричать, в особенности в адрес одного ученика при всем классе. Он не должен высмеивать одного челове-ка при его друзьях. Не надо заставлять учеников думать так же, как он.

Очень трудно поддерживать нормальные отношения, если учитель просто-напросто не хочет понять или считает себя и Богом, и Царем. Конечно, у него больше прав и власти. Но ты можешь применить в борьбе за своё «Я» те принципы, о которых узнала в разделе «Научись бороться с хамством и побеждать».

И еще одно «но». Прежде всего, посмотри на себя. Так ли ты бесконфликтна, не провоцируешь ли ты сама спорную ситуацию? Ведь если учитель всегда не прав, то тут стоит серьезно задуматься — скорее всего, причина в тебе. Постарайся поразмыслить над тем, всегда ли ты вежлива, отзывчива. Не стало ли у тебя системой прогуливание какого-то урока или вызывающее поведение на нем. Будь самокритична. Если же ты не найдешь ни одной причины, по которой педагог предвзято к тебе относится, то стоит подумать о смене учителя. Можно перевестись в другой класс или заниматься по этому предмету индивидуально. Но меры кардинальные, после того, как были использованы уже все методы наладить отношения.

Предстоит разговор с учителем или с директором?
Не стоит волноваться или накручивать себя и приходить на встречу в состоянии «праведного гнева».
Главная ваша цель: сделать так, чтобы проблемы в школе больше не причиняли вреда ребенку, а добрые отношения с учителем были по возможности сохранены.

Для конструктивного общения с учителем важна позиция, которую вы занимаете.

1. Позиция «на равных» - самая лучшая. Вы уверены в своей правоте, исполнены чувства собственного достоинства и уважаете учителя, его педагогический опыт.
Диалог «взрослый-взрослый» позволяет каждому из вас высказывать свои мысли и пожелания и адекватно на них реагировать.
Например, учитель говорит:
«Ваш Саша мешал вести урок: шумел, разговаривал».
На это «взрослая» мама ответит:
«Спасибо, что сказали. Я обязательно поговорю с ним дома.
А какие у него сегодня успехи? »

2. Агрессивная позиция «я умнее» не может привести к конструктивному диалогу.
Мама выступает как «родитель», а учителю отводит роль «неразумного ребенка». Естественно, педагог протестует против такого отношения к себе. Между родителем и учителем возникает конфликт, или они просто игнорируют друг друга. Проблема не только не решается, но и усугубляется. Кроме того, когда родители смотрят свысока на учителя, ребенок тоже начинает вести себя с ним так, как будто он – главный.
В результате, возникают проблемы, которых вполне можно было бы избежать.

3. Попустительская позиция «учитель умнее» иногда допустима в общении с учителем, например, когда педагог значительно старше обоих родителей. В этом случае мама ненадолго становится «ребенком», а воспитатель – в роли «родителя».
Все это хорошо в мирное время, но если произойдет что-то серьезное, такая модель поведения может помешать родителям отстоять права своего чада. Помните, что на вас смотрит ребенок. Постарайтесь держаться на равных с учителем.

Важно выбрать место и время для личного разговора. Третьих лиц не должно быть: присутствие ребенка или других родителей исключено. Поэтому время, когда вы забираете ребенка из школы или после родительского собрания, - не лучшее. Непосредственно перед беседой надо правильно себя настроить. Часто люди, возмущенные какой-то ситуацией, специально накручивают себя перед разговором. Им кажется, что в состоянии «праведного гнева» они будут выглядеть убедительнее. Лучше психологическое состояние – когда вы чувствуете, что готовы спокойно и рационально отстаивать свою позицию.

Начать надо с выражения признательности: «Спасибо за вашу готовность встретиться со мной и обсудить этот вопрос».

Надо сформулировать проблему, которая привела вас к учителю, например, Я хотела бы узнать, почему у моего сына в четверти вышло «4» по математике, если в дневнике в основном стоят пятерки»?

Как вести себя в скользких ситуациях?

Собеседник говорит не по сути: о погоде, событиях дня, других людях. Вернуть беседу в нужное русло можно фразой: «Вернемся к нашей проблеме…»

Если беседа зашла в тупик, надо ее продолжить: «Давайте все-таки вместе искать выход».

Собеседник погрузился в молчание, давая понять, что разговор окончен? В этом случае можно сказать: «Вы молчали. Могу я узнать, какие мысли пришли вам в голову?»

Возможно, начало беседы будет достаточно «жестким», и вы услышите что-то неприятное. Учитель, думая, что вы пришли с обвинениями, начинает защищаться, а как говорится, «лучшая защита – нападение». Ни в коем случае не вступайте в перепалку. Подождите, пока поток обвинений иссякнет, и вы сможете говорить конструктивно. Дайте учителю понять, что вы против проблемы, а не против него.

В течение всей беседы держите в голове две цели: чтобы проблема больше не причиняла вреда ребенку, и, чтобы добрые отношения с учителем были сохранены. Исходя из этого, продумывайте и взвешивайте каждое свое слово, и вы поймете, что стоит говорить, а что нет.

Предложите свой путь решения проблемы. Подчеркните, чем этот путь выгоден для учителя. Будьте готовы к тому, что ваши условия не будут выполнены полностью. Но вполне возможно, что вместе вы найдете «серединный» вариант.

Умейте извиняться и принимать извинения. Возможно, в процессе беседы, вы поймете, что ваша точка зрения была неверной, вы оказались не правы (например, учитель вам расскажет то, о чем ваш ребенок умолчал). Не стесняйтесь признать свою ошибку и поблагодарите за разъяснения.

Но, если не прав оказался учитель, не принимайте гордо-злорадный вид. Скажите, что конфликт исчерпан и поблагодарите, что учитель отнесся к проблеме с пониманием. Закончить разговор нужно примирительно: «Я рада, что мы смогли поговорить о проблеме и решить ее».

Даже если вам кажется, что разговор с учителем закончился ничем, вполне возможно, что это не так. Учитель, обдумав состоявшийся с вами разговор, изменит свое мнение по отношению к вашему ребенку. Подождите некоторое время. Если же недопустимые действия, с вашей точки зрения, повторяются, придется идти в вышестоящие инстанции. Разговаривать там нужно, применяя ту же стратегию.

Помните, главное – защита интересов вашего ребенка, его физического и психического благополучия.

По материалам статьи Ю.Василькиной

Пребывание ученика в школе предполагает не только обучение, но и общение - с преподавателями, администрацией школы и, конечно, другими детьми. Итак, наши советы ребёнку, как вести себя с учителем.

Как общаться с учителем ученику

Общение с учителями и школьными друзьями - очень важная часть твоей жизни. Именно в школе ты начинаешь разбираться в лю­дях, ценить одних учителей и не уважать других. Взаимоотношения с одноклассниками очень часто бывают не такими безоблачными, как те­бе хотелось бы. А тебе не приходило в голову, что может быть, есть в этом и твоя вина? Хочешь, мы расскажем тебе, как сделать взаимоот­ношения с учителями и одноклассниками радужными? А начнём мы с того, что поговорим о ябедах и о том, нужно ли ябедничать.

Стоит ли ябедничать?

Каждый день, приходя в школу, ты встречаешься с учителями и одноклассниками. Ты очень хочешь подружиться со всеми ребятами. Быть со всеми в хороших отношениях не очень трудно, многое зависит от твоего поведения в школе.

В школе часто возникают ситуации, когда ты узнаёшь что-то не очень хорошее о своих одноклассниках. Ты можешь узнать, что кто-то не выполнил домашнее задание, что кто-то списал решение задачи на контрольной работе у своего соседа, что кто-то плохо отозвался об учи­теле и т. д. Стоит ли об этом рас­сказывать учителю?

Ты можешь быть очень недово­лен поведением или поступком ко­го-нибудь из своих одноклассников и считать, что его следует наказать. Как бы ты ни был уверен в непра­вильности поведения своего одно­классника, не следует сразу же жа­ловаться на него учителю. Попробуй поговорить с этим чело­веком сам, обсуди с ним сложившу­юся ситуацию, объясни, почему ты считаешь его поступок неправиль­ным. Возможно, когда твой одноклассник объяснит тебе причины сво­его поведения или поступка, ты сможешь его лучше понять.

Если тебя обидел кто-нибудь из твоих одноклассников, к примеру, грубо поговорил с тобой, ударил или забрал какую-нибудь твою вещь, ни в коем случае не отвечай ему тем же. Спокойно спроси его, зачем он это сделал, а если у тебя что-то взяли без твоего разрешения, по­проси вернуть принадлежащую тебе вещь.

И только в том случае, если твои слова не произвели никакого впе­чатления на одноклассника и он не изменил своего поведения, обратись к учителю и расскажи ему о своём обидчике.

О чём стоит и о чём не стоит рассказывать учителю

Если тебе стало известно, что кто-то не готов к уроку, подгляды­вает в книгу во время ответа на вопрос учителя, отвлекается на уроке, то сообщать учителю об этом не нужно, если поведение одноклассника никого не отвлекает и никому не мешает. А то, что кто-то из учеников нечестно отвечает на уроке, отвлекается от выполнения задания или не готов к уроку, заметит сам учитель. Кроме того, это должно больше волновать того ученика, который не приготовился, но никак не тебя. Пусть ему будет стыдно, что он не удосужился выучить урока.

Говорить учителю о чьём-то плохом поведении или поступке нуж­но только в том случае, если это мешает тебе и остальным однокласс­никам, отвлекает вас от занятий или обижает вас. Если у тебя пропала какая-нибудь твоя вещь, то сначала попробуй сам её отыскать. Поспрашивай у ребят, не видели ли они её. А если ты знаешь точно, кто взял твою вещь, то поговори сначала с этим челове­ком. Только постарайся, чтобы ваш разговор происходил без свидете­лей. Если ничего не помогло и человек не хочет ничего возвращать, то здесь уместно будет обратиться за помощью к учителю. Но! Не найдя на парте любимой ручки, не стоит сразу бежать к учителю, чтобы нажаловаться. Когда ты обвиняешь человека в том, что он взял не принадлежащую ему вещь, ты должен быть уверен в своих словах. Представь, как ты будешь себя чувствовать, если обвинишь в краже ни в чем не повинного человека! И каково будет этому челове­ку, которого ты оболгал.

Если тебя обижает кто-то из твоих одноклассников, ты, конечно, можешь сказать об этом учителю, особенно, если тебя обзывают или бьют. Но, если ты попал в такую ситуацию, борись со своими обидчи­ками не только с помощью учителей, но и самостоятельно. Для того чтобы одолеть тех, кто тебя обижает, не нужно становиться похожим на них, то есть если тебя обзывают обидными словами, не начинай де­лать то же самое в отношении твоих одноклассников. Чтобы тебя пере­стали обижать одноклассники, они должны тебя начать уважать.

Как добиться уважения одноклассников?

Соверши поступок, который вызовет всеобщее восхищение, позво­лит тебе показать те свои способности, о которых раньше никто не до­гадывался: это может быть участие в олимпиаде по одному из школь­ных предметов, выступление на концерте, где ты можешь показать и фокусы, и приёмы ушу и т. д. К тому же, чтобы тебя уважали другие люди, нужно ценить и уважать самого себя.

Если ты станешь в глазах одноклассников ябедой, тебе трудно бу­дет найти друзей. Кто захочет общаться с человеком, который по любо­му поводу ябедничает и жалуется учителям? Со многими недостатка­ми своих одноклассников ты можешь легко примириться, конечно, в том случае, если они не касаются тебя и не мешают тебе на занятиях. Будь терпеливым и вежливым, не жалуйся постоянно учителям на сво­их одноклассников, тогда в классе у тебя будет много хороших дру­зей и приятелей.

Общение с учителем: правила и секреты

На уроках внимание учеников сосредоточено на учителе. Ученики следят за тем, что говорит учитель, на что он показывает во время объ­яснения нового материала, во что он одет, какая у него причёска и т. д.

От зорких глаз учеников ничего в облике и словах учителя не ус­кользнёт. Ещё бы! Вас, учеников, в классе очень много, а учитель, ко­торый ведёт урок, стоит перед вами, как актёр на сцене.

В каждом классе есть девочки и мальчики, которые любят разго­варивать с учителями. Как только учитель заходит в класс, они окру­жают его щебечущей стайкой, засыпают учителя множеством вопросов, рассказывают ему все последние школьные новости, вызываются при­нести журнал и т. д.

В классе таких учеников называют «подлизами», остальные ребята в классе считают, что «подлизы» так себя ведут только для того, что­бы «заслужить» любовь учителя. А что думаешь по этому поводу ты?

Конечно, одолевать учителей бесконечными посторонними вопро­сами, не относящимися к учёбе, не нужно. Любому человеку будет не­приятно слишком большое внимание к нему.

Ситуация общения «учитель-ученик»

Примером того, как не следует себя вести с учителями, может по­служить история Саши, которому очень нравилась его учительница.

Саша перешёл во второй класс из другой школы, поэтому в пер­вые дни ему было трудно привыкать к новым одноклассникам, учите­лям, вообще к незнакомой обстановке. Помогла Саше быстрее освоить­ся в школе его учительница Елена Сергеевна, которая познакомила его со всеми ребятами в классе, занималась с ним дополнительно после уро­ков, что позволило мальчику быстро наверстать уже пройденный материал учебной программы, по которой занимались его новые одно­классники. Новая школа Саше понравилась, а добрая и внимательная учительница Елена Сергеевна его очаровала. Встречая её на переменах в коридоре, Саша всё время заговаривал с учительницей. Когда Елена Сергеевна приходила в класс, он подходил к её столу, спрашивал, что будет на сегодняшнем уроке, рассматривал всё, что лежит у неё на сто­ле, рассказывал, кого из учеников сегодня нет в классе и почему. Как ты думаешь, правильно ли вёл себя Саша?

Помнишь, о чём мы уже говорили? Учитель - один, а учеников у него очень много, поэтому уделять каждому из них внимание не толь­ко на уроке, но и на перемене очень трудно. Даже если тебе очень нра­вится учитель, на перемене подходить к нему нужно только по делу, дав возможность учителю отдохнуть и подготовиться к уроку. И тем более не делай замечаний учителю и не задавай ему вопросов, не отно­сящихся к учёбе, во время урока - это отвлечёт от занятий и учите­ля, и всех учеников.

Уместны ли замечания учителю?

Делать учителям замечания по поводу их внешности или поведе­ния невежливо и некрасиво. Даже если тебе не нравится, как одет учи­тель, его причёска, сумка и так далее, высказывать своё мнение по это­му поводу не следует. Также неуместны слова одобрения, если тебе понравилось, как учитель выглядит. Это будет проявлением фамильяр­ности по отношению к нему.

Как бы ни интересовала тебя жизнь твоего учителя вне школы, на­пример, есть ли у него дети, где он живёт, как , за­давать вопросы на эту тему не нужно - это не принято правилами хо­рошего тона.

Итак, давай договоримся, что в школе заговаривать с учителем о его личной жизни и делать ему замечания по поводу его поступков или внешности нельзя. Обращайся к учителям только по вопросам учёбы и школьной дисциплины.

Учитель ошибся - ты заметил!

На уроках иногда случается, что учителя по невнимательности или в спешке совершают ошибки. Вот пример такой ситуации. Объясняя решение задачи, учитель написал на доске не то число, которое указа­но в условии. Не заметив ошибки, он начал решать задачу. Понятно, что с ошибкой в условии задачу правильно решить скорее всего не удастся. Ни один из учеников в классе не решился указать учителю на допущенную им ошибку. В результате часть урока была потрачена впу­стую, пока учитель сам не заметил, что допустил ошибку в самом на­чале решения задачи. Правильно ли поступили ученики в этом классе, когда не сказали учителю о случайной ошибке?

Конечно же, нет, поведение учеников было неверным, им нужно было сразу же сообщить учителю об ошибке, чтобы зря не терять вре­мени на решение задачи с неправильным условием.

Бояться сказать учителю, что, объясняя новый материал, он в чём-то ошибся или допустил неточность, не надо. Но обращаться к учите­лю нужно только в том случае, когда ты уверен в его ошибке. Если же тебе просто что-то непонятно в словах учителя, не прерывай его, а дож­дись, когда он закончит, подними руку и попроси объяснить то, что было тебе неясно. Возможно, учитель предложит тебе остаться после урока, чтобы позаниматься с тобой индивидуально, не отвлекая всего класса.

Иногда учителя ошибаются, когда обращаются к ученикам, назы­вая кого-то чужим именем или неправильно произнося чью-то фами­лию. Такие ошибки вполне понятны - у каждого учителя много уче­ников, чаще всего учителя преподают в нескольких классах, поэтому запомнить в точности фамилии и имена всех учеников им трудно. Ес­ли учитель назвал тебя чужой фамилией или , тебе не нужно обижаться или делать вид, что ты не понимаешь, что обращаются к те­бе. Вежливо скажи учителю, что он ошибся, и назови свои имя и фа­милию. Если учитель неправильно прочитал в журнале чью-то фами­лию, не стоит смеяться и повторять за учителем. Во-первых, это невежливо и может обидеть того ученика, чью фамилию неверно назва­ли. А во-вторых, ты же не попугай, чтобы бессмысленно повторять ошибки. В этой ситуации нужно просто вежливо поправить учителя, объяснив ему, как произносится фамилия или имя, которые он непра­вильно прочитал.

Намного неприятнее ошибки, которые могут совершить учителя, наказывая учеников за проступки и плохое поведение.

Анализ ошибки учителя. Пример из жизни

Второкласснику Игорю учительница записала замечание в дневник и вызвала его родителей в школу за то, что он разбил окно в классе. При этом все одноклассники Игоря знали, что окно разбил совсем не он, а другой ученик их класса. Но, когда учительница вошла в класс и увидела Игоря возле разбитого окна, она решила, что именно он ви­новат в случившемся. Сам Игорь молчал, ие отрицал своей вины, не хотел подводить одноклассника, своего приятеля, разбившего окно. Но даже, когда учительница потребовала у Игоря дневник и сказала, что хочет встретиться с его родителями, никто из одноклассников, в том числе и сам виновник, не сказал, что Игорь ни в чём не виноват.

А как бы ты поступил на месте одноклассников Игоря?

Ребята, которые учились с Игорем и видели, кто на самом деле разбил окно, поступили неправильно и нечестно, не сообщив учитель­нице, что она ошиблась. При этом они могли не называть имя того мальчика, который разбил окно, но позволить наказать невиновного человека они были не должны. Тот мальчик, который был виноват во всей этой истории, должен был сам признаться в своём поступке, рас­сказав учительнице правду. Не сделав этого, он поступил нечестно и не по-товарищески.

Когда учитель ошибается и наказывает невиновного ученика, ему нужно обязательно сказать об этом. Если ты вежливо и тактично ука­жешь учителю его ошибку, он наверняка её исправит и не будет в оби­де на то, что ты заметил его неточность.

Что еще почитать