Бесплатная доставка при заказе на 6000 руб.

Скидка 40% на покупку второго платья.

 

+7(499)322-73-01 ЗВОНИТЬ С 8 ДО 18

email: katerina-shop.ru@ya.ru

САРАФАН:то плебей, то фаворит

Опубликовано: 19.06.2012

СМЕНИТЬ ИМЯ И ПОЛ
Подобные перемены практически всегда означали для сарафана и смену места жительства. И справлялся он с этими тремя задачами вполне успешно. Археологических доказательств тому сохранилось мало, а вот филологических - гораздо больше. К примеру, совпадение в названиях верхней одежды индийских женщин и славянок: "сари" - "сарафан". Или персидского "сарапа", означающего одновременно "человека, одетого с головы до ног" и род мужской одежды.
При этом археологи установили, что более тысячи лет назад сарафан на бретельках был самым важным элементом одежды скандинавских женщин. Его уже тогда украшали лентами и вышивкой. Держался такой наряд на бретельках, которые крепились впереди овальными металлическими застежками.

ЗНАТНАЯ ФЕРЕЗЕЯ
После обзора подобных перемен легко поверить, что сарафан - национальная русская женская одежда - до XVII века играл на Руси роль исключительно мужского одеяния. Кстати, выглядела эта вещь как длиннополый кафтан, который с XIV до XVII века носили только знатные люди - бояре, воеводы и князья. А вот именовался он в ту пору турецким словом "ферезея" (искаженное "ферадже"). От этого слова, кстати, легко перебросить "мостик" к латинскому "forensis", означающему "парадную мужскую одежду".
К XVII веку ферезея "взбирается" на вершину дворцовой карьерной лестницы, а точнее - прямехонько на трон. Причем в самом прямом смысле, ведь русские цари - тоже люди и ничто человеческое им не чуждо. В том числе и стремление обновить свой гардероб. Что уж тут говорить о царицах. Им такое стремление тем более оказалось по сердцу, так что в том же XVII веке ферезее пришлось одновременно быть и мужской, и женской одеждой. В деталях кроя эти варианты, конечно, отличались, а вот по богатству украшений откровенно соперничали друг с другом.
Надо сказать, что сарафаны для русской знати шили из заморских шелковых, парчовых или бархатных тканей. В то время на Руси еще не было налажено производство подобных материалов, но именно тогда русские мастерицы нашли остроумный выход: роскошные узоры итальянских, персидских или турецких тканей стали имитировать вышивкой - так и родилась техника золотого шитья.

"КАБЫ Я БЫЛА ЦАРИЦА..."
Ну какая же золотошвейка не мечтает стать принцессой! Или, на худой случай, хотя бы скопировать фасон платья венценосной особы. (Похоже, война "Эллочка Людоедка против Вандербильдихи" началась во времена незапамятные и не заканчивается по сей день...)
Трудно сказать, кто решился первым "слизать" сарафанный фасончик. Скорее всего, это была одна из придворных портних. Мастерицу явно не смутило то, что копию сарафана пришлось шить из полотна, а не из шелка или бархата. Зато немного фантазии, чуть-чуть смекалки и находчивости, и вот она - красота эксклюзивная. Конечно, фасон был попроще ("навесные", то бишь съемные рукава заменили шлейками), вышивка поскромнее, а вместо узорчатой тесьмы пришлось использовать обычную цветную ткань или ленты, но прецедент имел место быть. И был весьма заразителен!
Настолько, что конусообразный сарафан в комплекте с длинной рубахой в конце-концов стал излюбленной одеждой русских женщин (крестьянок и казачек, купчих и небогатых горожанок) и даже получил несколько новых имен - саян, например, китайка или кумачник. Вот так - под "кумачевыми знаменами" - и прошествовала эта вещь по русским просторам до самых до окраин Сибири и без малого три с половиной столетия (вплоть до 40-х годов XX века!) оставалась вполне востребованной в некоторых областях России.

В СТИЛЕ "А-ЛЯ РЮС"
Даже бурные "волны" Октябрьской революции и Гражданской войны не смогли "смыть с лица земли" эту замечательную вещь. Парадокс, но именно эти "волны" и помогли сарафану проникнуть не только в Западную Европу, но и в далекую Северную Америку. Напуганные жестокими революционными переменами из Страны Советов толпами уезжали люди. Эти эмигранты и стали невольными инициаторами русской культурной экспансии за границей. В 20-е годы в моду мгновенно вошел стиль "а-ля рюс": европейские и американские модницы с удовольствием стали носить адаптированные варианты сарафанов, а " также блузки и платья с рукавами-"фонариками".
А в революционные для моды 70-е представитель французской дизайнерской школы Ив Сен Лоран, вдохновленный образами русского северного костюма конца XVIII - начала XIX века, снова вспоминает о стиле "а-ля рюс" и "выводит" сарафан на мировые подиумы.

ЛЕТО, АХ, ЛЕТО!
Самое время надеть сарафан! Для любительниц мини есть отличная новость - именно такую длину многие дизайнеры предлагают для "девичьих" сарафанов. А очевидную простоту фасонов легко "усложнить" за счет модных тканей с четкими геометрическими рисунками или кружевных вставок ручной работы, если основная ткань одного тона. Впрочем, в этом сезоне мода как никогда демократична: сарафаны-"футляры", сарафаны-трапеции, сарафаны-"песочные часы", сарафаны-туники... Выбор за вами!

Комментарии (0)
Пока нет комментариев
Вы не представились
Не правильно введен e-mail
Нам интересно Ваше мнение
CAPTCHAОбновить изображение
Вы неправильно ввели текст с картинки
Все поля обязательны к заполнению
Перед публикацией комментарии проходят модерацию

Главное меню

Каталог

Полезные ссылки

Цена
от
до
0 Корзина: 0 руб
Заказ в один клик